ВИДЫ
ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Тематические часы можно также условно разделить на
четыре основные группы:
1) специализированные классные часы;
2) тематические встречи,
беседы, брифинги;
3) тематические
конференции и викторины;
4) праздничные классные
часы.
Специализированные классные часы
На специализированных классных часах
рассматриваются темы, касающиеся жизнедеятельности школьников, их здоровья и
безопасности. Педагог поднимает перед ребятами такие проблемы, как наркомания,
алкоголизм, курение, охрана здоровья, экология, безопасность на улицах,
пожарная безопасность и др.
Специализированные классные часы
требуют детальной подготовки. Все предоставляемые сведения должны быть
достоверными, информация — впечатляющей. Чтобы добиться большего эффекта,
необходимы искренняя и откровенная атмосфера, наличие диалога между
преподавателем, экспертами и учениками. Школьники должны осознать важность
разбираемой проблемы и сами прийти к правильным выводам.
Безопасность
жизнедеятельности
Классные часы этой группы проводятся
в рамках программы учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»
(ОБЖ). Классный руководитель может привлекать к участию в специализированных
классных часах учителя ОБЖ.
Безопасность жизнедеятельности
включает в себя заботу о личной, общественной и государственной безопасности.
Цель классных часов данной тематики — подготовка учеников к опасным ситуациям,
включающая в себя выработку правильной реакции и способности успешно
действовать для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученики в первую очередь должны
прийти к пониманию проблем разных видов безопасности, необходимости личной
подготовки к встрече с ними и их эффективному решению. Целями классных часов по
безопасности жизнедеятельности являются: развитие у школьников бдительности,
осмотрительности, осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения
оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы.
На специализированных классных часах
вырабатываются определенные навыки поведения, смелость и уверенность в
преодолении трудных ситуаций, возможность успешно справиться с возникшими
трудностями и угрозами. Для педагогов также важно добиться от Учеников
эффективного применения полученных навыков и знаний в повседневной жизни.
На классных часах вырабатываются
умения совместно и согласованно действовать в группе при попадании в
неадекватные, опасные для жизни ситуации, взаимовыручка и т. п.
При подготовке специализированных
классных часов по безопасности жизнедеятельности можно использовать различные
формы: беседы, показы, практические занятия, обучающие игры, викторины,
выставки, походы, конференции, эстафеты, соревнования, встречи с работниками
правоохранительных органов, пожарными, работниками МЧС, ГИБДД, врачами и т. д.
Пожарная безопасность
Цели проведения классных часов, посвященных
пожарной безопасности: предупреждение возникновения пожаров и правила поведения
при пожарах (отработка практических навыков). Классные часы могут проходить в
форме конкурсов (стихов, рисунков, песен на пожарную тематику), ролевых игр,
инсценировок, экскурсий в пожарную часть, лекций, викторин, встреч с пожарными
и т. д.
Терроризм
Эта область темы безопасности очень
актуальна для нашей страны. Цель классных часов по терроризму — убедить
школьников в необходимости умения правильно вести себя при угрозе
террористического акта, чтобы защитить себя и других. Кроме того, классные часы
должны сформировать у подростков антитеррористические убеждения.
Чтобы учащийся мог защитить себя от
теракта, надо воспитать в нем наблюдательность, бдительность, научить
распознавать подозрительных людей, предметы, взрывоопасные вещества и т. д. При
обнаружении подозрительного предмета или взрывного устройства ученик должен
знать, как надо поступить, к кому обратиться. Школьники осваивают способы
самозащиты. Помимо этого, учеников нужно научить оказывать первую помощь себе и
другим людям.
Очень важным аспектом обучения
является предотвращение участия школьников в террористической деятельности. На
классных часах разъясняются методы вовлечения детей в участие в терактах, способы
вербовки тоталитарных сект и террористических религиозных организаций.
Школьники информируются об уголовной наказуемости за терроризм.
На классных часах по теме терроризма
можно использовать такие методы, как пресс-конференции, психологические тренинги,
лекции с видеоматериалом, обучающие игры и т. д.
Безопасность на дорогах
Ситуация на российских дорогах
всегда была очень напряженной. Проведение классных часов на эту тему очень
важно. Старшеклассники должны быть настроены на правильное поведение на дорогах
как в качестве пешеходов, так и в качестве будущих водителей.
Классные часы можно проводить в виде
встреч с сотрудниками ГИБДД, соревнований, лекций, диспутов, игр.
Здоровье
Основной целью классных часов,
посвященных теме здоровья, является ознакомление учащихся с факторами,
влияющими на здоровье, и факторами риска возникновения тяжелых заболеваний.
На здоровье наибольшее влияние
оказывают такие факторы, как: образ жизни, условия труда и проживания,
привычки, поведение. К факторам риска относятся: курение, употребление
алкоголя, наркотиков, вредные условия труда, стрессы и др.
Заболевания
Наиболее опасные для жизни
заболевания, которые можно предотвратить:
1) заболевания сердца и сосудов;
2) травмы и отравления;
3) злокачественные опухоли;
4) болезни легких;
5) инфекционные заболевания и др.
Школьников информируют, как можно
избежать болезней, приводящих к смерти, изменив образ жизни, питание,
привычки. Классные часы могут проводиться в форме диспутов, конференций,
просмотров видеофильмов и пр.
Зависимости
Эта тема особенно актуальна среди
молодежи. Курение, пивной и «баночный» алкоголизм (развитие зависимости при
употреблении пива и алкогольных коктейлей), наркомания — наболевшие проблемы
молодых людей, которые зачастую начинаются еще в школьном возрасте. Любая
зависимость приводит к разрушению личности человека, оказывает негативное
влияние на его жизнь, отношения с людьми. К любому виду зависимости молодого
человека может подтолкнуть неподготовленность к жестоким реалиям взрослой жизни.
Проблемы, конфликты, неудачи,
разочарования, стрессы, одиночество — все это может побудить подростка искать
пути ухода от реальности, не важно, какие для этого используются средства.
Задача педагога — способствовать формированию у молодых людей стойких личностных
позиций, нравственных устоев, психической и эмоциональной устойчивости.
Сознание подростков должно быть готово противостоять негативному воздействию
разного рода зависимостей.
Удержать подростка от вредных
привычек может умение с пользой, интересно проводить свое свободное время.
Научить этому — тоже задача классного руководителя. Учитель должен помочь
ученикам осознать их психологические потребности и научить позитивным способам
их удовлетворения.
Классные часы, посвященные теме
зависимостей, носят просветительский характер о причинах и последствиях
зависимостей. Они могут проходить в форме агитаций, встреч с работниками
медицины, людьми, освободившимися от табачной, алкогольной или наркотической
зависимости, ролевых игр, просмотров документальных фильмов, лекций. |