ВИДЫ ТЕМАТИЧЕСКИХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ
Тематические часы можно также условно разделить на четыре основные группы:
1) специализированные классные часы;
2) тематические встречи, беседы, брифинги;
3) тематические конференции и викторины;
Специализированные классные часы
На специализированных классных часах рассматриваются темы, касающиеся жизнедеятельности школьников, их здоровья и безопасности. Педагог поднимает перед ребятами такие проблемы, как наркомания, алкоголизм, курение, охрана здоровья, экология, безопасность на улицах, пожарная безопасность и др.
Специализированные классные часы требуют детальной подготовки. Все предоставляемые сведения должны быть достоверными, информация — впечатляющей. Чтобы добиться большего эффекта, необходимы искренняя и откровенная атмосфера, наличие диалога между преподавателем, экспертами и учениками. Школьники должны осознать важность разбираемой проблемы и сами прийти к правильным выводам.
Безопасность жизнедеятельности
Классные часы этой группы проводятся в рамках программы учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ). Классный руководитель может привлекать к участию в специализированных классных часах учителя ОБЖ.
Безопасность жизнедеятельности включает в себя заботу о личной, общественной и государственной безопасности. Цель классных часов данной тематики — подготовка учеников к опасным ситуациям, включающая в себя выработку правильной реакции и способности успешно действовать для сохранения и укрепления своего здоровья.
Ученики в первую очередь должны прийти к пониманию проблем разных видов безопасности, необходимости личной подготовки к встрече с ними и их эффективному решению. Целями классных часов по безопасности жизнедеятельности являются: развитие у школьников бдительности, осмотрительности, осторожности в обществе, на улице, дома, а также умения оценивать угрозу и опасность замеченных негативных факторов и решать проблемы.
На специализированных классных часах вырабатываются определенные навыки поведения, смелость и уверенность в преодолении трудных ситуаций, возможность успешно справиться с возникшими трудностями и угрозами. Для педагогов также важно добиться от Учеников эффективного применения полученных навыков и знаний в повседневной жизни.
На классных часах вырабатываются умения совместно и согласованно действовать в группе при попадании в неадекватные, опасные для жизни ситуации, взаимовыручка и т. п.
При подготовке специализированных классных часов по безопасности жизнедеятельности можно использовать различные формы: беседы, показы, практические занятия, обучающие игры, викторины, выставки, походы, конференции, эстафеты, соревнования, встречи с работниками правоохранительных органов, пожарными, работниками МЧС, ГИБДД, врачами и т. д.
Пожарная безопасность
Цели проведения классных часов, посвященных пожарной безопасности: предупреждение возникновения пожаров и правила поведения при пожарах (отработка практических навыков). Классные часы могут проходить в форме конкурсов (стихов, рисунков, песен на пожарную тематику), ролевых игр, инсценировок, экскурсий в пожарную часть, лекций, викторин, встреч с пожарными и т. д.
Терроризм
Эта область темы безопасности очень актуальна для нашей страны. Цель классных часов по терроризму — убедить школьников в необходимости умения правильно вести себя при угрозе террористического акта, чтобы защитить себя и других. Кроме того, классные часы должны сформировать у подростков антитеррористические убеждения.
Чтобы учащийся мог защитить себя от теракта, надо воспитать в нем наблюдательность, бдительность, научить распознавать подозрительных людей, предметы, взрывоопасные вещества и т. д. При обнаружении подозрительного предмета или взрывного устройства ученик должен знать, как надо поступить, к кому обратиться. Школьники осваивают способы самозащиты. Помимо этого, учеников нужно научить оказывать первую помощь себе и другим людям.
Очень важным аспектом обучения является предотвращение участия школьников в террористической деятельности. На классных часах разъясняются методы вовлечения детей в участие в терактах, способы вербовки тоталитарных сект и террористических религиозных организаций. Школьники информируются об уголовной наказуемости за терроризм.
На классных часах по теме терроризма можно использовать такие методы, как пресс-конференции, психологические тренинги, лекции с видеоматериалом, обучающие игры и т. д.
Безопасность на дорогах
Ситуация на российских дорогах всегда была очень напряженной. Проведение классных часов на эту тему очень важно. Старшеклассники должны быть настроены на правильное поведение на дорогах как в качестве пешеходов, так и в качестве будущих водителей.
Классные часы можно проводить в виде встреч с сотрудниками ГИБДД, соревнований, лекций, диспутов, игр.
Здоровье
Основной целью классных часов, посвященных теме здоровья, является ознакомление учащихся с факторами, влияющими на здоровье, и факторами риска возникновения тяжелых заболеваний.
На здоровье наибольшее влияние оказывают такие факторы, как: образ жизни, условия труда и проживания, привычки, поведение. К факторам риска относятся: курение, употребление алкоголя, наркотиков, вредные условия труда, стрессы и др.
Заболевания
Наиболее опасные для жизни заболевания, которые можно предотвратить:
1) заболевания сердца и сосудов;
2) травмы и отравления;
3) злокачественные опухоли;
4) болезни легких;
5) инфекционные заболевания и др.
Школьников информируют, как можно избежать болезней, приводящих к смерти, изменив образ жизни, питание, привычки. Классные часы могут проводиться в форме диспутов, конференций, просмотров видеофильмов и пр.
Зависимости
Эта тема особенно актуальна среди молодежи. Курение, пивной и «баночный» алкоголизм (развитие зависимости при употреблении пива и алкогольных коктейлей), наркомания — наболевшие проблемы молодых людей, которые зачастую начинаются еще в школьном возрасте. Любая зависимость приводит к разрушению личности человека, оказывает негативное влияние на его жизнь, отношения с людьми. К любому виду зависимости молодого человека может подтолкнуть неподготовленность к жестоким реалиям взрослой жизни.
Проблемы, конфликты, неудачи, разочарования, стрессы, одиночество — все это может побудить подростка искать пути ухода от реальности, не важно, какие для этого используются средства. Задача педагога — способствовать формированию у молодых людей стойких личностных позиций, нравственных устоев, психической и эмоциональной устойчивости. Сознание подростков должно быть готово противостоять негативному воздействию разного рода зависимостей.
Удержать подростка от вредных привычек может умение с пользой, интересно проводить свое свободное время. Научить этому — тоже задача классного руководителя. Учитель должен помочь ученикам осознать их психологические потребности и научить позитивным способам их удовлетворения.
Классные часы, посвященные теме зависимостей, носят просветительский характер о причинах и последствиях зависимостей. Они могут проходить в форме агитаций, встреч с работниками медицины, людьми, освободившимися от табачной, алкогольной или наркотической зависимости, ролевых игр, просмотров документальных фильмов, лекций.