Концепция
воспитательной
системы МОБУ СОШ №3
«Создание воспитательной деятельности системы школы - это «клич», который может помочь педагогическому коллективу и родителя в решении основной воспитательной цели воспитательного учреждения - максимальное развитие личности в разумно организованном обществе» (С.Френе), под которым понимается школьное общество как сотрудничество детей и взрослых, связанных едиными задачами, деятельностью, образом жизни и гуманными отношениями.
В настоящее время воспитание может и должно быть понято не как однонаправленная передача опыта и оценочных суждений от старшего поколения к младшему, на как взаимодействие и сотрудничество взрослых и детей в сфере их совместного быта.
Воспитание в таком понимании направлено на выработку у подрастающего человека умения решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, что делает обращения его «вовнутрь себя», к своим истокам. Это поиск личностью (самостоятельно и с помощью взрослого наставника) способов построения нравственной , подлинно человеческой жизни на сознательной основе, что сопряжено ответами на вопросы: Кто Я? Как Я живу? Зачем так поступаю? Чего хочу от жизни? От себя? От других людей? Куда двигаться дальше? Чему учиться? Цель воспитания в таком случае ориентирована на формирование у личности рефлексивного, творческого нравственного отношения к собственной жизни в соотнесении с жизнью других людей.
Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире производства, бизнеса, общественно-политической жизни, коммуникации, не потерять при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе и другим людям, способности к самопознанию и самосовершенствованию. При этом важным становится:
• ощущение времени;•
взаимодействие;
•
связь с прошлым;
• наличие
культурной, исторической, национальной памяти;
•
устремленность в
будущее, видение и поиск решения глобальных проблем, прогнозируемых всем ходом
развития человечества;
• полноценна жизнь в настоящем, способность адаптироваться к существенным условиям в ограниченных для себя, индивидуальных формах.
Таким образом, вытекает основные цели и задачи воспитания.
Цель воспитания: развитие гармоничной личности с учетом возрастных и индивидуальных способностей обучающихся .
Основные задачи воспитательной деятельности:
1. Содействовать формированию нравственного и духовного здоровья обучающихся.
2. Осуществлять через воспитательную работу в школе возможность осознания учащимися роли и значения семьи в жизни каждого человека, уважения к семейным ценностям и укрепление семейных традиций, установление прочной взаимосвязи между институтами воспитания детей в семье и школе.
3. Способствовать через воспитательную работу сохранению среди учеников традиций и развитию культуры башкирского народа, осуществлять подготовку детей к семейной жизни, по нравственному воспитанию учащихся, воспитанию уважения и поддержки авторитета родителей, основанное на уважении к ним, доверии к жизненному опыту старших, словам и поступкам.
4. Воспитывать среди детей чувство гражданско - патриотического самосознания, уважения и любви к истории, и сопричастности к судьбам Отечества.
5. Продолжать всестороннее развитие учащихся, помогать полному раскрытию творческого, духовного и физического потенциала у каждого ученика.
6. Воспитывать привязанность детей к здоровому образу жизни, укреплению физической культуры, занятию спортом.
7. Разъяснять и неуклонно следить за соблюдением обучающимися основ безопасного поведения в различных ситуациях, в том числе и БДД.
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.Необходимость выделения принципов воспитательной деятельности обусловлена определением условий для создания воспитывающей среды, направленной на эффективную реализацию обучаемыми своего познавательного, нравственного, коммуникативного, творческого потенциала. Они способствуют более успешной и естественной реализации личности и имеют процессуально-деятельностную направленность.