Праздничные классные часы в старших классах
Этот вид классных часов — самый популярный среди школьников.
Но их подготовка наиболее сложна и трудоемка. Между тем праздники очень
удобно использовать для воспитательной работы — учить, развлекая.
Праздники помогают школьникам расслабиться, встряхнуться, отдохнуть от
учебы и домашних обязанностей.
Праздники способствуют развитию творческого потенциала, умению
выражать себя, духовно обогащают, расширяют кругозор, учат нравственным
принципам и вечным ценностям, воспитывают эстетически.
Праздники представляют собой веселье, торжество, посвященное
какому-нибудь событию. Особенностью школьных праздников является наличие
в них назидательного момента. Наряду с развлечениями школьники должны
участвовать в познавательном процессе.
Для проведения праздника можно использовать различные формы: игры,
сценки, пение, конкурсы, театральные постановки и т. д. Желательно,
чтобы в подготовку праздника были вовлечены все ученики класса. Подобное
сотрудничество способствует объединению школьников, их сплочению,
взаимодействию друг с другом, общению, дружбе.
В условиях духовного кризиса общества и нравственного падения
молодежи праздники приобретают особо важное значение. Умение
организовывать праздники, создавая веселье без использования алкоголя и
наркотических веществ, воспитывает хорошие моральные устои. Умение
радостно общаться со сверстниками и получать при этом удовольствие
оказывает сильное воздействие на развитие личности подростка. Приобщение
учеников к искусству и творческой деятельности оказывает положительное
влияние на их душевное и духовное состояние.
Темы праздничных классных часов
Все праздники можно условно разделить по содержанию на следующие
подвиды: 1) национальные праздники: День независимости России (12 июня),
8 Марта и др.;
2) школьные праздники: День знаний (1 сентября), День учителя, Осенний бал, Последний звонок, Выпускной бал, дни рождения учеников и т. д.;
3) военные праздники: День Победы (9 мая), День защитника Отечества (23 февраля) и т. д.;
4) народные праздники: Новый год, Масленица, Встреча весны, День юмора (1 апреля) и т. д.;
5) православные праздники: Рождество, Святки, Вербное воскресенье, Пасха, Праздник Троицы и др.
Организация праздничного классного часа
Самой важной частью организации праздника в школе является его
подготовка. Должна быть идея, в соответствии с которой разрабатывается
ее художественное выражение. Желательно составить план мероприятия, а
еще лучше — сценарий. Каждый отдельный эпизод должен логически
вписываться в общий сюжет праздника. Соответственно подбираются
оформление, декорации, костюмы, музыка и т. п.
В подготовку праздника следует вовлекать учеников класса. Можно
вместе с ними обсудить детали проведения мероприятия, дать возможность
ребятам внести свои предложения и идеи, допустить к участию в создании
сценария праздника.
Преподаватель, в свою очередь, продумывает воспитательные цели и пути
их осуществления с помощью устраиваемого праздника. Необходимо также
решить материальный вопрос (затраты на костюмы, реквизит, украшения,
призы, чаепитие и т. п.), технический (музыка, проектор, сцена и т. д.).
Место и время проведения праздника тоже тщательно продумываются.
При участии в подготовке праздника школьников необходимо четко
распределить роли и ответственность. Желательно вовлечь в
подготовительный процесс всех учеников класса. Распределение
деятельности необходимо осуществлять в соответствии с индивидуальными
особенностями и способностями школьников. Если необходимо, назначаются
репетиции. Но все предпраздничные заботы не должны слишком загружать
учеников, чтобы не погасить в них радостных чувств ожидания праздника.
Непосредственно перед праздником классный руководитель проверяет
уровень подготовки каждого участника. Прорабатываются отдельные
фрагменты вечера. Можно провести генеральную репетицию, если есть
необходимость.
Начать праздник нужно с воодушевления школьников, чтобы настроить их
на веселье, непринужденное общение, творческое самовыражение. Для этого
можно использовать песню, торжественное вступительное слово, сценку,
интригу и т. д. После этого можно смело воплощать все творческие задумки
по составленному сценарию.
Кульминацией должна стать самая торжественная и яркая часть
праздника, доносящая до школьников основную мысль, идею происходящего
веселья. Подводя праздник к финалу, необходимо еще раз закрепить его
главную мысль. Закончить праздник тоже надо правильно. Главное, чтобы
все участники остались довольны, не разочаровались, получили заряд
бодрости и хорошего настроения.
Поскольку в организации праздника участвуют сами ученики,
впоследствии обязательно надо обсудить с ними прошедшее мероприятие, его
результаты, удачные моменты и недочеты. Все это учитывается в будущем
при организации следующих праздничных вечеров. |