Чиновники обработали статистику семейного устройства сирот за
прошедший год. Как нам сообщили в Департаменте воспитания,
дополнительного образования и социальной защиты детей министерства
образования и науки РФ, по статистическим отчетам из всех регионов
России в 2007-м году было усыновлено российскими гражданами 8896 детей,
иностранными – 4324 ребенка, взято под опеку 83700 детей, передано в
приемные семьи 18927 детей, на другие формы семейного устройства
(патронат) – 3908 детей.
Если сравнить эти
цифры со статистикой-2006, нетрудно подсчитать, что россиянами было
усыновлено на 1154 ребенка, или на 15% больше, чем в предыдущем году;
иностранцами – меньше на 2365 детей, или на 35%. Общее число усыновлений
в России снизилось на 1211 (около 8 процентов) и оказалось самым
низким, начиная с 2000-го года. Эта «недостача» с лихвой
компенсировалась увеличением числа приемных семей – их возникло на 10
тысяч больше, чем в 2006-м году. В опекунские семьи, напротив, было
передано почти на 1,5 тысячи детей меньше (статистика не делает различия
между родственной и неродственной опекой, поэтому последнюю цифру
трудно оценить).
Обращает внимание существенное снижение числа
международных усыновлений в России. С чем это связано и каковы его
дальнейшие перспективы, сайту Милосердие.ru рассказал сотрудник одного
из ведущих агентств по международному усыновлению в России, Артемий
НОВИЦКИЙ:
- Можно выделить два основных фактора. Первый связан с
деятельностью иностранных агентств, в соответствии с российским
законодательством наделенных правом оказывать помощь гражданам других
стран при усыновлении российских сирот.
После того, как в начале
2006-го года были приняты поправки к федеральному закону «О
некоммерческих организациях», выяснилось, что одновременно постановление
правительства, в соответствии с которым представительства агентств по
усыновлению проходили аккредитацию в России, утратило силу. На принятие
нового постановления ушло 10 месяцев – в течение этого срока агентствам
не продлевалась аккредитация и, соответственно, они лишались права
работать в области усыновления. Да и после принятия нового
постановления, регулирующего деятельность иностранных агентств процесс
аккредитации продвигался со скрипом: прошло еще 8 месяцев, пока в июле
2007-го года несколько агентств получили российскую аккредитацию. В
течение 3 месяцев в России не было вообще ни одного аккредитованного
иностранного агентства! Учитывая, что т.н. «независимое усыновление»
(т.е. без участия получивших официальное разрешение агентств) фактически
находится под запретом (хотя законодательно такой запрет в нашей стране
пока не оформлен), иностранцам, стремящимся принять в свою семью
ребенка из России, дорога сюда была практически закрыта. В том числе в
подвешенном состоянии оказались и те, начал процесс усыновления до
возникновения бюрократических препятствий – а дети, соответственно,
оставались в детских домах, хотя многие из них уже знали своих будущих
родителей.
Второй существенный фактор – то, что значительно
выросло устройство детей в российские семьи. Как свидетельствует
приведенная выше статистика – прежде всего в семьи приемные. Приемная
семья - это не усыновление; приемные родители заключают договор с
органами опеки и попечительства на определенный срок и получают за
воспитание одного или нескольких детей ежемесячные выплаты и заработную
плату из госбюджета. После того, как в седьмом ежегодном послании
Федеральному собранию 10-го мая 2006 года президент Путин заявил о
необходимости резко увеличить эти выплаты, на финансирование приемных и
опекунских семей и были брошены значительные средства. К примеру, в
Подмосковье размеры ежемесячных выплат приемной семье в настоящее время
составляют от 9200 до 13800 рублей на одного ребенка, не считая
единовременных и дополнительных выплат; в большинстве регионов – меньше,
но они вполне достаточны для того, чтобы стать существенным стимулом
взять ребенка из детского дома – особенно для сельских жителей и в
условиях неполной занятости. В результате во многих регионах России,
как, например, в Тюменской области, увеличивается число приемных семей,
закрываются детские дома. Какое отношение это имеет к международному
усыновлению? Когда возникает коллизия – отдавать ребенка на усыновление в
иностранную семью или в приемную семью в России – вопрос автоматически,
в соответствии с ч. 4 ст. 124 Семейного кодекса РФ, решается в пользу
российской семьи. Но ведь, к сожалению, в условиях активного
материального стимулирования мотивация к тому, чтобы взять на воспитание
ребенка-сироту, может существенно меняться и деформироваться. «Вести с
мест» подтверждают опасения: во многих случаях дети оказываются в
условиях худших, чем в детских учреждениях, растет число возвратов
детей, необоснованных «обменов» одних детей на других и т.п. Контроль
органов опеки за приемными семьями зачастую формален и, в отличие от
патронатных семей, никто не «сопровождает» их, не оказывает помощь в
необходимых случаях!
В 2007 году законотворческая и
нормотворческая деятельность, в отличие от предыдущих лет, практически
не коснулась международного усыновления. С одной стороны, бесконечная
чехарда с законами ранее наносила существенный вред нормальной,
планомерной работе по усыновлению детей. Однако ряд проблем требует
решения, в частности – вопрос о «независимом» (или неконтролируемом)
усыновлении. Требует рассмотрения, на наш взгляд, и вопрос о
целесообразности сохранения нормы длительного «выдерживания детей в
банке данных», прежде чем они могут быть переданы на иностранное
усыновление, в тех случаях, когда дети нуждаются в срочной медицинской
помощи и/или вероятность их устройства в семью в России очень низка. С
2004 года этот срок составляет не менее 7 месяцев - сократить его на
практике невозможно, даже если очевидно, что наносится существенный урон
здоровью и развитию ребенка.
Еще один важный нерешенный
законодательный вопрос – о ратификации Россией Гаагской конвенции «О
защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления»,
подписанной нашей страной еще в сентябре 2000 года, но до сих пор не
вступившей в силу. Ярыми противниками этой конвенции, как и
международного усыновления в целом, были прежние председатели
профильного комитета Госдумы – Светлана Горячева и Екатерина Лахова.
Сейчас обе они не только не возглавляют комитет ГД по вопросам семьи,
женщин и детей, но и не входят в его состав.
Несмотря на то, что в
комитете остались Нина Останина (КПРФ) и Елена Афанасьева (ЛДПР),
приложившие в минувшие годы немало усилий ради полного запрета
международного усыновления в России, можно ожидать его более
конструктивной работы в интересах российских детей-сирот под
руководством нового председателя - Елены Мизулиной.